сайт Адвайта Лайя Йоги находится здесь http://www.advayta.org
состояние, когда внешнее пространство («Мать») смешивается с внутренним («Сын»), углубляя и «кормя» его ясность через восприятие органами чувств проявленного мира.
Мир Без Форм (Арупа-лока) — каузальный мир. Здесь живые существа свободны от формы и являются чистым бесконечным космическим сознанием, однако у них остается привязанность к тонким состояниям Пустоты. Мир Без Форм делится на четыре части: 1) состояние безграничного пространства, продолжительность жизни двадцать тысяч кальп; 2) состояние безграничного сознания, продолжительность жизни сорок тысяч кальп; 3) состояние отсутствия самобытия, продолжительность жизни шестьдесят тысяч кальп; 4) состояние ни познания, ни непознания, вне времени. Мир Без Форм переживается с пятой по восьмую дхьяны, после чего достигается состояние Нирваны.
Мирные божества — проявление чистых энергий естественного состояния (энергии верхних чакр).
Мироощущение (бхавана) — мироощущение, порожденное кармическим видением и колебаниями мыслей (вритти). Определенное чувство себя и мира.
Мир Форм (Рупа-лока) — астральные миры. Астральный мир делится на верхний и нижний астральные миры. Нижний астральный мир соответствует Миру Страстей. Верхний астральный мир — это мир чистых форм, где обитают боги. Они обладают огромной светящейся аурой и утонченным сознанием, у них нет материальных привязанностей, однако и они обусловлены своим восприятием и имеют склонность привязываться к тонким состояниям ясности. Эти миры переживаются в медитативном погружении с первой по четвертую дхьяны. Верхний астральный мир в целом включает в себя семнадцать миров, которые в свою очередь делятся на четыре части.
Мир Явлений (сансара) — материальная Вселенная, образованная шестью мирами сансары: ада, претов, животных, людей, асуров и богов. В эти миры можно попасть при перерождении, а покинуть — после оставления физического тела. Живые существа здесь ограничены в способностях и несвободны в перемещении.
Мистическое тепло (шуддхи-ушанам) — священное, несущее покой тепло. Оно возникает само как следствие углубления созерцательного присутствия и развивается в результате аскетических практик и техник Кундалини-йоги или подлинной любви к Богу. В процессе мистического тепла происходит расплавление внутренних элементов в теле йогина.
Моменты естественного вхождения пран в центральный канал — 1) момент оргазма; 2) момент зевания; 3) момент смерти; 4) в промежутке между двумя дыханиями; 5) в сверхсознательном состоянии (самадхи).
Наги — могущественные существа, населяющие воды и охраняющие сокровища. Они принадлежат наполовину к Миру Животных, наполовину к Миру Богов. Обычно живут в змеином облике, но способны принимать и человеческий образ. Считается, что они управляют погодой, особенно дождями.
Нада-йога — йога созерцания внутреннего звука. В текстах по Хатха-видье Нада-йога — один их главных среди двухсот пятидесяти тысяч способов растворения сознания (лайи), поведанных Шивой Адинатхом.
Нада-янтра — Вселенная Звука. Одна из пяти янтр Лайя-йоги, использующая для интеграции и углубления естественного состояния практики созерцания внутреннего звука.
Нади — каналы. Энергетические каналы, пронизывающие тонкое тело человека. Всего существует четыреста тысяч нади, которые проводят жизненную силу (прану). Из них лунный (ида), солнечный (пингала) и центральный (сушумна) — основные, а гандхари, хастаджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, сарасвати, паяшвини, варуни и вишводара — дополнительные.
Намерение (санкальпа) — четко сформулированное намерение, волеизъявление.
«Не бить свинью в пятачок» — выражение, означающее, что когда омрачающие эмоции (клеши) одолевают сознание йогина, он не очень беспокоится по этому поводу, а пытается держаться состояния присутствия.
Неведение (авидья) — оболочка неведения или блаженства, самая тончайшая из оболочек, покрывающая изначальное состояние Атмана. Неведение бывает врожденное, как забывчивость своей подлинной природы, и приобретенное, наложенное воспитанием, социальным положением и т.д.
Недвойственное видение — три точки зрения недвойственного восприятия Реальности в Лайя-йоге, соответствующие сутре, тантре и Ануттара-тантре:
1) «Лишь Брахман есть истинная Реальность, все остальное — нереально»;
2) «Все есть Абсолют, а видимые проявления являются манифестацией, игрой Абсолюта»; 3) «Я есть Все».
Нектар (амрита) — мистическая субстанция, стекающая из сома-чакры при опускании Кундалини, дарующая самадхи и бессмертие. Опускаясь вниз, она очищает чакры и заставляет таять внутренние элементы в них, что порождает особые виды блаженства.
Неотвлечение — цельность практики созерцания, ее непрерывность.
Нечистые таттвы (ашуддха-таттвы) — пять чистых сияний, которые проявляют себя как грубые первоэлементы и органы чувств.
Нидидхьясана — последний из трех сущностных принципов в Лайя-йоге, непрерывное поддержание мироощущения «Ахам Брахмасми» в четырех действиях: еда, ходьба, сон и разговор, в трех положениях тела: стояние, сидение и лежание.
сайт Адвайта Лайя Йоги находится здесь http://www.advayta.org
e-mail: xcite@rambler.ru
сайт Адвайта Лайя Йоги находится здесь http://www.advayta.org
ОМ ШАНТИ!